Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫША — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

 

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 48 г. Невинномысска Ширяева Елена Ивановна

В дошкольном возрасте ребенок, развиваясь, все чаще стремится к обсуждению предметов и явлений окружающего нас мира. Поскольку речевые способности ребенка самым тесным образом связаны с уровнем мышления малыша, правильное и своевременное развитие речи играет немаловажную роль в общем потенциале малыша. Развитие связной речи у дошкольников расширяет и обогащает круг контактов, в который входит все больше сверстников малыша, более старших детей и взрослых. Общение с большим количеством различных людей очень значимо для ребенка, для удовлетворения его социальных потребностей, эмоционального и интеллектуального развития. Благодаря этому общению речевые возможности малыша постоянно расширяются, увеличивая уровень умственного развития, расширяя фантазию и воображение, обогащая новыми знаниями, умениями и навыками.

При плохом развитии речевых способностей у дошкольников многие родители возлагают большие надежды на занятия малышей в детских дошкольных учреждениях. Действительно, у педагогов, работающих с маленькими детьми, имеется своя методика развития речи дошкольников. Специальная программа, состоящая из занятий в игровой форме, позволяет существенно расширить речевые возможности малыша. Однако в наибольшей степени речевое развитие ребенка, и как следствие, уровень его умственных способностей зависит исключительно от родителей. От того, сколько времени они уделяют малышу, занятиям и играм с ним. Только при ответственном отношении родителей к развитию своего ребенка можно достигнуть уровня речевых способностей, соответствующих возрасту, а программа развития речи дошкольников, которую используют педагоги, может лишь укреплять и расширять эти возможности. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять своему малышу и как можно больше общаться с ним. Лишь в этом случае результаты стараний родителей и педагогов будут оправданы – малыш будет расти общительным и развитым во всех отношениях ребенком.

Специальные игры на развитие речи дошкольников.

На сегодняшний день наиболее действенным методом развития речевых способностей дошкольников являются игры на развитие речи дошкольников. Подобные игры представляют собой увлекательные для малышей занятия, которые проводятся в игровой форме. Среди подобных игр наиболее эффективной считается игра «Разговор по картинке», предназначенная для развития речи детей от трех до шести лет. В такой игре предусмотрена последовательная беседа и обсуждение малыша со взрослым того, что изображено на какой-либо картинке. Не менее интересной будет игра «Журналист», в которой ребенку предлагается задавать вопросы взрослому, а тот будет на них отвечать. Развитию речевых способностей и памяти дошкольником способствует и разгадывание загадок, разучивание скороговорок и поговорок. Кроме того, в детских магазинах можно найти большое разнообразие книг и игр, в которых собраны задания и тексты, способствующие эффективному речевому и умственному развитию малыша.

Для проверки уровня развития речи дошкольников можно воспользоваться специальным тестом, который предполагает три варианта ответов на поставленные вопросы, которые касаются вашего ребенка – «очень много», «много» и «мало»:

Сколько вопросов задает?

Любит ли слушать чтение?

Пытается ли читать самостоятельно?

Любит ли играть в слова и учить стихи?

Хочет ли учиться?

Любит ли заниматься творчеством?

Уверен ли в своих силах?

Как вы сами понимаете, наиболее благоприятным результатом будет первый вариант ответов на все вопросы. А вот если ответами будет слово «мало» — следует всерьез задуматься о всесторонней помощи в развитии речевых и умственных способностей малыша.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

Ещё одной причиной является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. Действуя по интуиции, они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьёзные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное – научить ребёнка читать.

Умение ребёнка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребёнка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.

Поэтому программа детского сада предусматривает серьёзную работу по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все её стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.

Все окружающие ребёнка люди должны действовать взаимно – решать единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения.

Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях проводят индивидуальные занятия с детьми.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность занятий. Кроме того, психолог помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.

Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием общей моторики и координации движений, но и использует комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

Логопед занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ.

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

В раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребёнка; формировать понятийную и активную речь;

В дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи;

В дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако, многие из традиционных методик разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

Необходима особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе.

Именно дифференцированный подход в обучении развитию речи поможет справиться с этой задачей.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить всех!

В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.

При дифференцированном обучении учитываются:

биологические предпосылки индивидуальных различий в обучении,

психологический возраст личности, степень готовности к обучению и др. параметры, от которых может зависеть эффективность обучения.

Основная цель дифференцированного подхода – согласование процесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.

Дифференцированное обучение, в соответствии с современными психолого-педагогическими тенденциями, отражает идеи личностно-ориентированного подхода.

Вот основные положения, необходимые для осуществления грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников развитию речи:

Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

Тесная связь с логопедическими технологиями.

Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Этапы развития речи

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

К трём годам произносительная сторона речи недостаточна сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

Некоторые дети к трём годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме Р и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. В общении со взрослыми малыш всё реже использует звукоподражательные слова, односложные предложения. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

На четвёртом году у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются начатки монологической речи. В речи преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи: полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, дети правильно произносят свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ, отчётливо проговаривают многосложные слова, точно сохраняя структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности.

Шестой год жизни

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные и другие отношения. Дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать.

За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами.

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Способен самостоятельно раскрывать содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Пятилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определённые звуки.

О речи детей 6-7 лет

К моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы.

Свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах. Делит слова на слоги, предложения на слова, что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Всё это даёт ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 48 г. Невинномысска Ширяева Елена Ивановна

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников детских дошкольных учреждений.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

· ухудшение экологической обстановки;

· увеличение числа патологий беременности;

· увеличение количества родовых травм;

· ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

· различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеодисков.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

· подготовительный;

· этап появления звука;

· этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:

· развитие слухового внимания детей;

· развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;

· развитие подвижности артикуляционного аппарата;

· уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это хорошо. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.

Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

В этой связи одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.

Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития всех физиологических реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонений от нормы.

Для организации рациональных методов профилактического педагогического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом.

Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. На ранних стадиях постнатального развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог», который вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и т.д.), и в частности речевыми моторным аппаратом, протекал благоприятно. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степе зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка.

Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленных итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

Не следует в начальный период развития перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучивание стихов и песен, не соответствующих возрасту.

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через физиологические запинки, которые проявляются в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению, неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.

Одной из задач воспитания дошкольника является формирование навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого и речь самого ребенка.

Тип воспитания в семье в определенной мере влияет на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом. Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка. Воспитание ребенка в дружной семье как равного ее члена с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией, способствует формированию характера с положительными социальными установками при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объема приобретенных знаний. Понимание возрастных особенностей высшей нервной деятельности ребенка, знание ее физиологических изменений в критические периоды развития организма детей и подростков позволяет родителям сознательно обеспечивать рациональный психологический режим.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольные учреждения. В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осуществляются задачи, определенные программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка- дошкольника.

Однако в ряде случаев имеются индивидуальные реакции детей, свидетельствующие о нарушении адаптации ребенка к новым условиям жизни.

Поэтому в раннем возрасте существенным психологическим аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям жизни. Наиболее трудно протекает адаптация к детскому учреждении, если ребенок поступает в него в возрасте от 9 месяцем до полутора лет. Наименее болезненно она происходит в возрасте до 6-7 месяцев и после полутора лет.

Другим путем адаптации ребенка является предварительное приближение домашнего режима к условиям детского учреждения. Необходимо приучать его к пребыванию вне дома без близких лиц. Нахождение вне семьи, адаптация его к этим условиям развивает познавательные механизмы, его интерес к новым предметам и людям, что делает ребенка не только спокойным, но и активным. И дома, и в детском саду режим должен быть построен с соблюдением гигиенических правил, из которых одним из важных является развитие у детей двигательной активности.

Для нервно-психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя.

Переход к обучению в школе детей с 6-летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребенка.

Возраст 6 лет представляет собой особый переломный период, именно в это время формируется умение выполнять определенные правила поведения, устанавливать личностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия с действиями других людей, уметь слушать и выполнять указания взрослых. Существенной стороной психической готовности к школе является достаточный уровень эмоционально-волевого развития ребенка, при котором он может достаточно полно контролировать свое поведение. Формирование умения соблюдать дисциплинарные требования, предъявляемые детям в школе, идет через развитие всех сторон психики и личности в целом.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.

Эксперименты для взрослых и детей

Автор: воспитатель МБДОУ №48 г. Невинномысска Сугатова Е.Н.

Уважаемые взрослые! Позвольте отвлечь вас от важных взрослых дел и попросить вернуться на несколько лет назад, когда вас всецело занимал вопрос устройства маленькой детской машинки, а может быть и большой стиральной или легковой, вы хотели знать почему земной шар не падает, почему трава зеленая, а небо голубое и, конечно же, как дети появляются на свет? Да мало ли, что еще интересно ребёнку дошкольнику!

Мир вокруг нас очень интересен и дает информацию для развития детского воображения. Поверьте, эти вопросы никуда не исчезли, они очень актуальны и сейчас, разумеется, не для вас — для ваших детей. Они всё хотят знать, они любопытны и настойчивы, а может быть наоборот, ваш ребенок не активен, у него занижена самооценка и не складываются отношения со сверстниками.

Попробуйте использовать все «зачем» и «почему» в своих родительских и воспитательных целях. Исследуйте, творите, экспериментируйте, открывайте этот мир вместе с вашим ребенком. Дайте ему больше самостоятельности, возможности проявить инициативу, сделать ошибку и понять — как ее исправить, будьте не «над» ним, а вместе и рядом. Это поможет развитию детско – родительских отношений. Вы сможете стать более интересны друг другу. Ваша жизнь и жизнь вашего ребенка наполниться богатым содержанием.

Нас окружают удивительные предметы и явления. Посмотрите на микромир через увеличительное стекло, исследуйте свойства магнита и явление магнетизма. Поверьте, даже самый обычный камень может быть интересным объектом исследования, ведь не случайно целую эпоху назвали эпохой неолита. Послушайте с ребенком ветер, дождь, биение сердца – исследуйте звук. Почему он возникает? Детей привлекают опыты с проращиванием семян, с появлением радужных пятен на маслянистой поверхности воды и многое другое. В играх – экспериментах развивается наблюдательность; формируются способы обследования и познания предметов; тренируется ум процесс обучения становиться интересным и увлекательным не только для вашего ребенка но и для вас.

Эксперименты с камнями

Цель: классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей.

Задание 1. Какими бывают камни? Рассмотреть их внимательно. Найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный). Обосновать свое мнение.

Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Выяснить, как дети думают: почему у- гладкого нет острых углов? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как они ударяются друг о друга.

Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит? (Кристаллики, трещины, узоры и т.п.)

Задание 4. В одну руку взять камешек, в другую — пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем различие ощущений?

Задание 5. Попробовать что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «твердый, как камень», «стоит, как каменный»?

Задание 6. Что будет, если положить камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камешек в воду и понаблюдать, что происходит (на воде образуются крути). Может ли камешек плавать?

Задание 7. Опустить в воду еще несколько камешков. Попробовать их на ощупь в воде и вынуть. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Задание 8. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был камень. Попробуем получить огонь ударом двух камешков друг о друга. Если очень постараться, то можно заметить искру. Понюхать после этого камни и определить запах.

Задание 9. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? (Попробовать мелом, углем, графитом, кремнем).