Эксперименты для взрослых и детей
Автор: воспитатель МБДОУ №48 г. Невинномысска Сугатова Е.Н.
Уважаемые взрослые! Позвольте отвлечь вас от важных взрослых дел и попросить вернуться на несколько лет назад, когда вас всецело занимал вопрос устройства маленькой детской машинки, а может быть и большой стиральной или легковой, вы хотели знать почему земной шар не падает, почему трава зеленая, а небо голубое и, конечно же, как дети появляются на свет? Да мало ли, что еще интересно ребёнку дошкольнику!
Мир вокруг нас очень интересен и дает информацию для развития детского воображения. Поверьте, эти вопросы никуда не исчезли, они очень актуальны и сейчас, разумеется, не для вас — для ваших детей. Они всё хотят знать, они любопытны и настойчивы, а может быть наоборот, ваш ребенок не активен, у него занижена самооценка и не складываются отношения со сверстниками.
Попробуйте использовать все «зачем» и «почему» в своих родительских и воспитательных целях. Исследуйте, творите, экспериментируйте, открывайте этот мир вместе с вашим ребенком. Дайте ему больше самостоятельности, возможности проявить инициативу, сделать ошибку и понять — как ее исправить, будьте не «над» ним, а вместе и рядом. Это поможет развитию детско – родительских отношений. Вы сможете стать более интересны друг другу. Ваша жизнь и жизнь вашего ребенка наполниться богатым содержанием.
Нас окружают удивительные предметы и явления. Посмотрите на микромир через увеличительное стекло, исследуйте свойства магнита и явление магнетизма. Поверьте, даже самый обычный камень может быть интересным объектом исследования, ведь не случайно целую эпоху назвали эпохой неолита. Послушайте с ребенком ветер, дождь, биение сердца – исследуйте звук. Почему он возникает? Детей привлекают опыты с проращиванием семян, с появлением радужных пятен на маслянистой поверхности воды и многое другое. В играх – экспериментах развивается наблюдательность; формируются способы обследования и познания предметов; тренируется ум процесс обучения становиться интересным и увлекательным не только для вашего ребенка но и для вас.
Эксперименты с камнями
Цель: классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей.
Задание 1. Какими бывают камни? Рассмотреть их внимательно. Найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный). Обосновать свое мнение.
Задание 2. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Выяснить, как дети думают: почему у- гладкого нет острых углов? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как они ударяются друг о друга.
Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит? (Кристаллики, трещины, узоры и т.п.)
Задание 4. В одну руку взять камешек, в другую — пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем различие ощущений?
Задание 5. Попробовать что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «твердый, как камень», «стоит, как каменный»?
Задание 6. Что будет, если положить камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камешек в воду и понаблюдать, что происходит (на воде образуются крути). Может ли камешек плавать?
Задание 7. Опустить в воду еще несколько камешков. Попробовать их на ощупь в воде и вынуть. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?
Задание 8. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был камень. Попробуем получить огонь ударом двух камешков друг о друга. Если очень постараться, то можно заметить искру. Понюхать после этого камни и определить запах.
Задание 9. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? (Попробовать мелом, углем, графитом, кремнем).