Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫША — ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

 

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 48 г. Невинномысска Ширяева Елена Ивановна

В дошкольном возрасте ребенок, развиваясь, все чаще стремится к обсуждению предметов и явлений окружающего нас мира. Поскольку речевые способности ребенка самым тесным образом связаны с уровнем мышления малыша, правильное и своевременное развитие речи играет немаловажную роль в общем потенциале малыша. Развитие связной речи у дошкольников расширяет и обогащает круг контактов, в который входит все больше сверстников малыша, более старших детей и взрослых. Общение с большим количеством различных людей очень значимо для ребенка, для удовлетворения его социальных потребностей, эмоционального и интеллектуального развития. Благодаря этому общению речевые возможности малыша постоянно расширяются, увеличивая уровень умственного развития, расширяя фантазию и воображение, обогащая новыми знаниями, умениями и навыками.

При плохом развитии речевых способностей у дошкольников многие родители возлагают большие надежды на занятия малышей в детских дошкольных учреждениях. Действительно, у педагогов, работающих с маленькими детьми, имеется своя методика развития речи дошкольников. Специальная программа, состоящая из занятий в игровой форме, позволяет существенно расширить речевые возможности малыша. Однако в наибольшей степени речевое развитие ребенка, и как следствие, уровень его умственных способностей зависит исключительно от родителей. От того, сколько времени они уделяют малышу, занятиям и играм с ним. Только при ответственном отношении родителей к развитию своего ребенка можно достигнуть уровня речевых способностей, соответствующих возрасту, а программа развития речи дошкольников, которую используют педагоги, может лишь укреплять и расширять эти возможности. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять своему малышу и как можно больше общаться с ним. Лишь в этом случае результаты стараний родителей и педагогов будут оправданы – малыш будет расти общительным и развитым во всех отношениях ребенком.

Специальные игры на развитие речи дошкольников.

На сегодняшний день наиболее действенным методом развития речевых способностей дошкольников являются игры на развитие речи дошкольников. Подобные игры представляют собой увлекательные для малышей занятия, которые проводятся в игровой форме. Среди подобных игр наиболее эффективной считается игра «Разговор по картинке», предназначенная для развития речи детей от трех до шести лет. В такой игре предусмотрена последовательная беседа и обсуждение малыша со взрослым того, что изображено на какой-либо картинке. Не менее интересной будет игра «Журналист», в которой ребенку предлагается задавать вопросы взрослому, а тот будет на них отвечать. Развитию речевых способностей и памяти дошкольником способствует и разгадывание загадок, разучивание скороговорок и поговорок. Кроме того, в детских магазинах можно найти большое разнообразие книг и игр, в которых собраны задания и тексты, способствующие эффективному речевому и умственному развитию малыша.

Для проверки уровня развития речи дошкольников можно воспользоваться специальным тестом, который предполагает три варианта ответов на поставленные вопросы, которые касаются вашего ребенка – «очень много», «много» и «мало»:

Сколько вопросов задает?

Любит ли слушать чтение?

Пытается ли читать самостоятельно?

Любит ли играть в слова и учить стихи?

Хочет ли учиться?

Любит ли заниматься творчеством?

Уверен ли в своих силах?

Как вы сами понимаете, наиболее благоприятным результатом будет первый вариант ответов на все вопросы. А вот если ответами будет слово «мало» — следует всерьез задуматься о всесторонней помощи в развитии речевых и умственных способностей малыша.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

Ещё одной причиной является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. Действуя по интуиции, они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьёзные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное – научить ребёнка читать.

Умение ребёнка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребёнка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.

Поэтому программа детского сада предусматривает серьёзную работу по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все её стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.

Все окружающие ребёнка люди должны действовать взаимно – решать единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения.

Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях проводят индивидуальные занятия с детьми.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность занятий. Кроме того, психолог помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.

Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием общей моторики и координации движений, но и использует комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

Логопед занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ.

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

В раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребёнка; формировать понятийную и активную речь;

В дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи;

В дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако, многие из традиционных методик разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

Необходима особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе.

Именно дифференцированный подход в обучении развитию речи поможет справиться с этой задачей.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить всех!

В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.

При дифференцированном обучении учитываются:

биологические предпосылки индивидуальных различий в обучении,

психологический возраст личности, степень готовности к обучению и др. параметры, от которых может зависеть эффективность обучения.

Основная цель дифференцированного подхода – согласование процесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.

Дифференцированное обучение, в соответствии с современными психолого-педагогическими тенденциями, отражает идеи личностно-ориентированного подхода.

Вот основные положения, необходимые для осуществления грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников развитию речи:

Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

Тесная связь с логопедическими технологиями.

Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Этапы развития речи

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

К трём годам произносительная сторона речи недостаточна сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

Некоторые дети к трём годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме Р и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. В общении со взрослыми малыш всё реже использует звукоподражательные слова, односложные предложения. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

На четвёртом году у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются начатки монологической речи. В речи преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи: полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, дети правильно произносят свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ, отчётливо проговаривают многосложные слова, точно сохраняя структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности.

Шестой год жизни

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные и другие отношения. Дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим было понятно, что он хочет сказать.

За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь. Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами.

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Способен самостоятельно раскрывать содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Пятилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определённые звуки.

О речи детей 6-7 лет

К моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы.

Свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, устанавливать последовательность звуков в словах. Делит слова на слоги, предложения на слова, что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Всё это даёт ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.