Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Практикум для родителей подготовительной логопедической группы

Практикум для родителей подготовительной логопедической группы «Обучение грамоте – нет ничего сложного»

1. Содержание занятий по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

2. Практическая часть: усвоение приемов звукобуквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.

. Каково же содержание и особенности этих занятий? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают.

К концу учебного года дети должны уметь следующее:

— составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;

— уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;

— определять количество слов в предложении и их порядок;

— знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);

— знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.

Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.

Схема предложения будет такой:

Количество полосок обозначает количество слов в предложении.

Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр. Слова состоят из слогов.

Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.

В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.

Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему:

Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с логопедом:

“Звук мы слышим и говорим,

А букву мы видим и пишем”.

Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.

Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем “Ч”, “Щ”, “Й” — всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” — всегда твердые.

Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.

Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.

Работа родителей по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок:

круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка

Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями:

— сколько гласных в слове, какие;

— сколько слогов в слове (прохлопывание слова);

— сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки), какие;

— сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;

— какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т.д.

Теперь родители выкладывают схему слова на звуковых линейках. Нужно знать, что слоги-слияния (согласный + гласный звуки) выкладываются треугольниками, а отдельные звуки прямоугольниками. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.

Таким образом, родители осваивают некоторые приемы работы с детьми на занятиях по обучению грамоте. Знания, полученные детьми на этих занятиях, закрепляются на занятиях по письму, которые проводят воспитатели.

В III периоде обучения (апрель, май, июнь) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.

Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в логопедической группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравственно-волевых качеств.

Недостатки в развитии фонематического слуха,звукопроизношения

у детей дошкольного возраста. Методы и приемы их исправления.

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит.

Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:

• недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];

• смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;

• замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»);

• искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:

• выделить определенный звук из ряда других звуков;

• повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;

• определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;

• самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;

• назвать ряд слов, содержащих определенный звук.

Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с ОНР. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

• замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.);

• пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);

• перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);

• замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);

• вставка лишних букв («пошала» — пошла).

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ОНР.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчетливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.

В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

• он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

• нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);

• произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:

• воспроизведение ритмов;

• сочетание отстукивания ритма и проговаривания;

• рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

Важно соблюдать опорУ на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса — орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).