Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«Агрессивные дети»

    Нередко приходится слышать от огорчённых родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! В детском саду его только и ругают! Все дети, как дети, а он…»

         К сожалению, как правило, эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения – из «хорошего, доброго мальчика» в «драчуна и задиру» - встречаются достаточно часто. Почти в каждой  группе детского сада есть, по крайней мере, один, а то и двое таких ребят. Но что же заставляет детей так себя вести, что творится в их душе? Поняв это, мы сможем помочь детям и сведём агрессивное поведение к минимуму.

        Для того чтобы разобраться в этом нам надо понять что же такое  агрессивное поведение. А это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.

        У детей агрессивность обнаруживается очень рано – в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста -  малышу в чём-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это реакция борьбы, так ребёнок  протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

      Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растёт на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6-7 годам дети начинают лучше понимать чувства и поступки других.

      Существует несколько видов детской агрессии.

 Ребёнок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную – оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

          Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых, которые хотят всецело подчинить их своей воле.

         Агрессивный ребёнок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, и тут же плачет. Он не умеет проигрывать. А если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

           Ребёнок, испытывающий подавленность, напряжённость, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. И агрессия в данном случае становится  средством защиты от чувства тревоги. Ребёнок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Такой ребёнок попадает в ловушку собственной мнительности.  Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

           К повышенной возбудимости,  следовательно, и агрессивности ребёнка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжёлый токсикоз или обвитие ребёнка пуповиной). Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений, в том числе повышенной агрессивности, черепно-мозговая травма, перенесённая ребёнком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. Но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребёнка может быть постоянно повышено внутричерепное давление, он всё время возбуждён, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным. И в этих случаях необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьёзные воспитательные усилия со стороны родителей.

          Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны  близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребёнка, возбуждая в нём чувства страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. До появления явной агрессии ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимания.

           Среди перечисленных причин агрессивного поведения ребёнка могут стать чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям.

           Вполне естественны проявления агрессии у ребёнка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, которые заканчиваются взаимными оскорблениями, как между собой, так и в адрес ребёнка.

           Как же помочь ребёнку стать менее агрессивным?

Самое главное научить ребёнка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Можно предложить ему занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовать для него разные игры, длительные прогулки или походы.

           Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях, но дома он срывается, устраивает истерики. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается ещё больше, и следующий срыв бывает бурным и продолжительным. В этих случаях ребёнку нужно предложить социально приемлемые способы выражения подавленного гнева.

·        Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

·        Предложите ему, когда сложно сдерживаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

·        Дайте ребёнку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

·        Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.

·        Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители вы можете научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

·        Обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

·        Пообсуждайте с ребёнком, на кого он  хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают.

·        Будьте готовы внимательно выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты снов.

·        Поощряйте ребёнка говорить о том, что его волнует, что он переживает. Научите ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

·        Конечно же, следите за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, награждает их ярлыками», задумайтесь, возможно, он копирует ваши слова и поведение?

Помните, что  Ваш личный пример, разовьёт у ребёнка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, которая захлёстывает детей с экранов телевизоров, компьютерных игр, страниц популярных газет и журналов.
         

Успехов Вам, в понимании Вашего ребёнка !