«Что такое сенсорное развитие?»
- Подробности
- Опубликовано 18.08.2016 09:43
(Протокол родительского собрания№1 от 11 сентября 2015г. Консультация для родителей провела воспитатель МБДОУ№48 «Незабудка» Тамбиева София Хамзетовна)
Развитие органов чувств у детей 3-4 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие (Образовательная область «Познание»).
Занятия по сенсорному развитию, направленные на обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное развитие — последовательное, планомерное ознакомление детей с культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Необходимо развивать познавательные и речевые умения — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Рекомендации родителям
–1 Заплатки какого цвета нужно пришить на одежду? Найди их на рисунке и покажи пальчиком. Следите за тем, чтобы ваш ребенок не просто показывал что-либо, но и объяснял, почему он так думает. Здесь нужно не только подобрать цвет, но и форму линий на заплатке.
2
– Рассмотри рисунки. Назови лишний предмет в каждой группе. Ответ должен содержать объяснение. Например: в первой группе лишний – зеленый лимон, так как остальные лимоны желтые.
3
Далее знакомим детей с оранжевым и фиолетовым цветом. С оранжевым цветом можно познакомить, смешивая красную и желтую краски. Фиолетовый цвет получается при смешивании красной и синей краски. Чтобы познакомить с голубым и розовым цветом, добавляем к красной, и синей краске белую.
4
Закрепляем новые цвета через упражнения: — Найди на картинке и покажи предметы оранжевого, фиолетового, розового и голубого цвета.
5
Необходимо познакомить детей с оттенками одного цвета. Цвет может быть светлым, темным, ярким. Например, на иллюстрации слева кусты темно-зеленые, трава – светло-зеленая; небо светло-голубое, река – синяя. На иллюстрации справа показаны по 4 оттенка красного и синего цвета. У гусеницы переход от светло-желтого к красному цвету. Представленные картинки – варианты развивающих игр.
6
Так как мы занимаемся с цветными палочками, то многие дети знают еще и бордовый цвет. Хочу сказать, что цветные палочки уникальный дидактический материал. Мы используем их на занятиях по конструированию и по математике.
7
Как проверить, знает ли ваш ребенок цвета. Существует несколько способов диагностики. Перед ребенком на столе в произвольном порядке лежат цветные карандаши. Взрослый показывает карандаш, а ребенок называет его цвет. Мы проводили диагностику на знание 10 цветов. Это 7 цветов радуги, белый, черный и серый цвета.
В целом большинство детей группы хорошо различают и называют 10-12 цветов. Некоторые дети зрительно различают цвета, но путаются в их названиях. Для этого берутся 2 коробки одинаковых карандашей, и взрослый просит найти такой же карандаш, как у него. Для того чтобы дети запоминали названия цветов, можно пользоваться запоминалками: желтый – как солнышко, красный – как помидор, зеленый – как трава и т.д.
8
Форма. С кругом, квадратом и треугольником мы знакомили детей с начала учебного года. Все дети хорошо различают эти фигуры. Мы усложняем задания такими упражнениями:
— Покажи фигуры одного цвета.
— Назови и покажи предметы, которые по форме похожи на круг.
— Назови изображенные предметы. Они по форме похожи на квадрат.
9
Далее мы будем знакомить детей с прямоугольником и овалом. Закреплять знания удобно используя картинки или предметы.
— На какие фигуры похожи нарисованные здесь предметы?
— Назови фигуры, из которых состоят предметы.
10
Важно не только научить ребенка узнавать геометрические фигуры на картинке или среди предметов, но и находить различия среди групп геометрических фигур. Подумайте и скажите, чем отличаются фигуры на каждой картинке. Детям, конечно, мы предлагаем к рассмотрению по одной картинке.
— Чем отличаются фигуры левой верхней картинке? (цветом).
— Чем отличаются фигуры правой верхней картинке? (формой).
— Чем отличаются фигуры левой нижней картинке? (величиной).
11
Величина — это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость), которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов.
Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так зайчик кажется большим по сравнению с шишкой, и маленьким, по сравнению с елкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.
12
С понятиями большой и маленький дети знакомились еще в ясельной группе. Все безошибочно определят, где большая собака, где маленькая. (42)
В младшей группе мы учим находить соответствия между группами предметов.
— Где конура большой собаки, где маленькой?
— Рассмотри предметы. Подбери (покажи пальчиком) к каждому маленькому предмету большой. (на картинке справа)
13
В младшей группе мы учим детей построению сериационного ряда. Это построение различных предметов в порядке возрастания и убывания. Сначала сравниваем два предмета, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект — средний.
Важно не только правильно расставить предметы, но и правильно обозначить размер. Например:
— Мишка самый большой.
— Дедушка меньше мишки.
— Бабушка еще меньше.
— Внучка самая маленькая.
Есть дети, которые безошибочно строят сериационный ряд из 7 предметов –
14
На занятиях и во время игры учим более точным определениям величины.
— Дорожка длинная и короткая. (цв. пал.)
— Забор высокий и низкий.
— Лесенка широкая и узкая.
Задача детей усложняется. Нужно не только выложить палочки по схеме, но и подобрать палочки нужной длины.
15
Количество — это категория, которая характеризует предметы и явления окружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте и включает в себя понятия «один», «много», «мало», «поровну», «ни одного» (пусто).
Количество хорошо изучать с помощью картинок, раздаточного материала и мелких игрушек. Раскрою эту тему на примере нескольких иллюстраций.
Сначала знакомим с понятиями один и много. Учим ребенка отвечать на конкретно поставленный вопрос. Так на вопрос к картинке с чашками ребенок должен ответить: чашек много, а поднос один. На картинках с ежиками закрепляются понятия ни одного, одно и много.
16
Далее переходим к изучению понятий много, мало. На картинке с гусеницами зрительно определяем, что гусениц мало. Обращаю Ваше внимание, что не пересчитываем, а определяем визуально. (Пример с двумя муравейниками. Где больше муравьев? Там, где больше муравейник, но пересчитать ух невозможно)
— Сколько на картинке божьих коровок? (много)
Потом переходим к изучению равенства и неравенства двух групп предметов. Важно: группы могут отличаться друг от друга не более чем на один предмет (картинка с самолетиком).
17
На первой картинке девочек и зонтиков поровну. Попросите ребенка показать каждую девочку и ее зонтик. Если у вас личная книжка, то можно провести линии, соединяющие пары во всех трех случаях. Эти линии наглядно покажут, у всех ли есть пара, то есть поровну предметов или нет.
В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений, переходим к изучению количественного соотношения в пределах пяти.
18
Развитие осязательного представления. Сенсорное развитие включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их.
Руки играют главную роль в понимании свойства предмета. Ощупывая предмет ладошками и пальчиками развивается не только осязание. Так развивается чувствительность пальцев, мелкая моторика, что в свою очередь способствует развитию речи.
Недавно у нас проходило очень интересное занятие. Мы рассматривали с детьми горох, перловку, кедровые орешки, макароны, вату, целлофан, бумагу, пуговицы. Дети по очереди брали эти предметы в руку и определяли, что горох – круглый, перловка – мелкая, кедровые орешки с острыми углами, макароны — закругленные, вата – мягкая, целлофан – шуршит, бумага тоже шуршит, но не так. Затем дети пытались определить на ощупь что находиться в зашитом тряпочном мешочке. Больше всего хотелось открыть этот мешочек! Потом дети поменялись мешочками. Теперь эта познавательная игра у нас в группе.
Игра «Вспомни ощущение». Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.
Самая распространенная игра на развитие осязательного представления это игра «Чудесный мешочек». Выберите несколько мелких игрушек, чтобы они по размеру помещались в детскую ладошку. Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, детали мозаики, мелкие кубики или геометрические фигуры. Рассмотрите их с детьми. Положите игрушки в тряпочный мешочек. Попросите ребенка засунуть руку в мешочек и определить, что в руке. Затем достать предмет и проверить правильно он угадал или нет. Поверьте, это очень увлекательное занятие!
19
Слуховое представление разделяется на речевое и неречевое восприятие звуков. Оба восприятия играют огромную роль в развитии ребёнка.
Неречевое восприятие звуков это демонстрирование звуков разных предметов и животных. Игра «Кто как кричит» известна еще с ясельной группы. Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент играет». Это может быть бубен, погремушка, дудочка, колокольчик и т.д. только звенеть они должны за ширмой.
Развитие музыкального слуха включает так же умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок. Дети уже в младшей группе различают колыбельную музыку, марш.
Речевое восприятие это восприятие речи взрослого, понимание о чем он говорит, чтение стихов, сказок. Лучше, если ребенок закончит известные стихи или ответит на поставленный вопрос по сказке.
20
Одной из сторон сенсорного развития является развитие обонятельных и вкусовых ощущений. Эталоны вкусового восприятия — четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д. В процессе восприятия ребёнок накапливает вкусовые и обонятельные образы.
Чаще всего этот опыт дети получают во время приема пищи или в бытовой деятельности. Они запоминают вкус и запах апельсина, свежего огурца, запах цветов, костра и т.д.
21
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. Занимаясь и играя с детьми дошкольного возраста необходимо развивать такие способности, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.